+7(495)508-20-02
freeknife

Статьи

Академическое метание. Часть 1

Люди по-разному относятся к метанию ножа. Кто-то считает, что все это – баловство, и раздраженно фыркает, когда взрослые и с виду серьезные люди берут в руки ножи, и «впадают в детство», втыкая их во что придется. Другие тоже считают, что это баловство, но с удовольствием берут с собой наборы ножей, выезжая на пленер, чтобы на природе немного позабавится. А кто-то, как и основатели «Общества Содействия развитию целевого метания ножа ФРИНАЙФ, относятся к этому крайне серьезно. Как к спорту. Большому спорту. В перспективе.

Однажды я наблюдал за тренировкой спортсмена-стрелка. Со стороны это выглядело довольно странно: взрослый человек укладывался на коврик, долго ерзал, после чего взял винтовку и… целый час «холостил» - взводил затвор, нажимал на спусковой крючок, снова взводил затвор, снова нажимал на спусковой крючок… За час тренировки ни одного выстрела так и не прозвучало. Тем не менее, спортсмен выглядел довольным удачно, на его взгляд, проведенной тренировкой. Как считают в Обществе ФРИНАЙФ, при тренировках метанию все должно происходить точно так. Или – почти точно так. О чем мы и попросили генерального секретаря Ассоциации Михаила Коликова поделиться с читателями нашего журнала.

Начальная стадия обучения.

Прежде всего, с чего должно начинаться обучение метанию. Как это ни банально звучит, с лекции или ознакомления с литературой. О технике безопасности, основах метания, правилах обращения с ножом и стендом. Может, кому-то это покажется скучным и нудным, но это – необходимо. Если человек хочет научиться, чтобы у него ножи «иногда втыкались». Раз девять из десяти. И именно туда, куда он и собирался их воткнуть. А для этого просто необходимо понять, как и что вы будете делать. Как и понять, чего делать нельзя, чтобы вас или вашего соседа по метательному стенду не пришлось срочно госпитализировать.

После изучения нужной информации можно приступать к самой тренировке. И начинаться она должна, конечно же, с разминки. Поскольку метание ножа и других предметов – это процесс, в котором участвуют ВСЕ мышцы вашего тела, разминку необходимо производить в полном объеме, разогревая все тело полностью. Как вы это будете делать – или сверху вниз, начиная с кистей рук и мышц шеи и заканчивая ступнями ног, или снизу вверх, в обратном порядке, - ваше сугубо личное дело. Важно обратить внимание на то, что основная нагрузка во время тренировки ляжет все-таки на руки и уделить их разогреву примерно шестьдесят процентов времени, которое вы потратите на разминку.

В случае с метанием разминка не только предохранит ваши суставы и связки от возможных травм по вашей же вине (неудачный резкий взмах, неудачный поворот, растяжение и т.д.), но и позволяет организму «проснуться», мобилизоваться. В итоге скорость реакции заметно повысится, а это существенно повысит ваши шансы увернуться от отлетевшего от стенда неудачно брошенного ножа. После разминки следует обучение начальным навыкам метания. Первое, что необходимо – это суметь представить себе метание как единое движение. Или, как пишут в умных книжках, «сформировать умозрительное и идеомоторное представление о едином, целостном движении». Для этого желательно понаблюдать за работой мастера в этом вопросе (в крайнем случае – просмотреть на видеокассете), как метается нож одним движением, без разбивки на составляющие – взял, метнул. Нож воткнулся. После этого надо понять, из каких фаз состоит «такое простое» действие.

Необходимо отметить, что метание – это очень целостное явление. Все фазы в метании – стойка, или изготовка, хват ножа, движение бедер, корпуса, плеч, рук, - это условно выделенные части, каждая из которых имеет свои, жестко сформулированные требования. И выделяются эти части только для того, чтобы на этапе обучения была возможность поработать над тем или иным элементом, которые получаются лучше или хуже, чтобы иметь возможность внести корректировку. Но само метание – это целостное двигательное действие. Поэтому задача стоит именно такая – обучится сначала по частям, а потом эти части собрать в единое целое.

Стойка.

Прежде всего, необходимо добиться правильной изготовки, или стойки. Сразу можно сказать, что положение тела метателя – дело очень индивидуальное. Но есть ряд требований к стойке, положительно сказывающихся на результатах: возможность долговременно находиться в выбранном положении, с наименьшими энергетическими тратами (комфортность); достаточная ширина опоры для обеспечения равновесия корпуса метателя при броске ножа (устойчивость) и естественное положение головы, обеспечивающие нормальное «прицеливание». А рекомендации для принятия изготовки следующие:

1.    Нога, разноименная с рукой, в которой находится нож, должна находиться впереди. То есть, если у вас нож находится в правой руке, соответственно впереди должна находится левая нога, и наоборот: левая рука с ножом, правая нога впереди. По отношению к стенду вы находитесь вполоборота, соответственно рука с ножом – сзади.

2.    При метании с двух рук вперед выставляется нога, разноименная с более слабой рукой. Также в этом случае возможно фронтальное положение к стенду.

3.    Для большей устойчивости носки стоп можно немного повернуть вовнутрь, изображая некоторую «косолапость».

Чтобы принять такую изготовку, не надо ничего особого придумывать. Встаньте ровно. Ноги – на ширину плеч. Стопы – направлены вперед и параллельны. Ногу, одноименную руке, в которой находится нож, отводите назад. Носок впереди стоящей ноги немного поворачиваете внутрь стойки. Чем глубже посадка, тем устойчивей ваша поза. До разумного предела, конечно. Если у вас недостаточно тренированные ноги, а вы примете слишком низкую стойку, то вы просто очень быстро устанете. Поэтому глубина стойки выбирается для каждого человека отдельно, главное, как указывалось выше – удобство. Найденная вами стойка запоминается, чтобы легко принять ее без дополнительного зрительного контроля и проверок. После этого, можно взять в руки нож.

Виды хватов.

Итак, у нас встал вопрос, как правильно взять нож. Поэтому рассмотрим классические виды хватов, рекомендуемых на начальных стадиях обучения.

1.    Хват за рукоять. На первом этапе обучения это единственный хват, применяемый на занятиях. Рукоять ножа укладывается на ладонь, как бы упираясь в ее основание, а после этого обхватывается пальцами: 



Хват ножа за рукоять осуществляется таким образом: боковая поверхность полотна ножа находится в горизонтальной плоскости. Ладонь руки обхватывает рукоять со стороны обуха, так что большой палец лежал на верхней стороне рукояти, а четыре других пальца поддерживали её снизу. Обух ножа прилегает к внутренней стороне ладони по диагонали. Навершие рукояти ножа упирается в основание ладони. При выпрямленной руке клинок ножа направлен в сторону мишени вперед-вверх под углом 45 градусов. Очень важным моментом для правильного хвата ножа является положение ногтевой фаланги большого пальца относительно указательного пальца, удерживающего лезвие снизу. Угол, который получается между ногтевой фалангой и поверхностью лезвия должен составлять 30-45 градусов, а подушечка большого пальца проецируется на сгиб второй фаланги указательного, и не выходит за его очертания: 

2.    Хват за клинок для броска сверху или сбоку. Нож укладывается обухом клинка на ладонь и удерживается аналогично хвату за рукоять: 

Правильно: 


Неправильно: 

3.    Хват за рукоять для броска снизу. На раскрытую ладонь нож укладывается обухом к большому пальцу. Острие смотрит по направлению среднего и указательного пальцев. Нож прижимается к ладони только большим пальцем, который накладывается сверху: 

Необходимо обратить внимание, что на первом этапе занятий глубина хвата ножа должна быть постоянной. Точное вхождение ножа в стенд достигается за счет изменения расстояния до стенда по известному правилу: если нож после того, как воткнулся, смотрит рукояткой вверх, надо подойти на пол шага. Если вниз – отойти. Это правило для бросков сверху. Для бросков снизу – наоборот: рукоятка смотрит вниз – подойти; вверх – соответственно отойти.

Сход ножа.

Первое, что придется усвоить, это то, что метание ножа очень сильно отличается от метания прочих предметов, как то: камней, палок, различных бит, мячей, и уж тем более, от толкания ядра. И выражается это в том, как нож должен сходить с ладони. Вспомните: когда вы бросаете камень, в последней стадии броска вы разжимаете кисть, освобождая камень? Так оно обычно и происходит. И движение «на разжатие» ладони при завершении броска для нас уже рефлекторно, неосознанно. А от этого рефлекса необходимо избавиться. Ведь если говорить о метании ножа, то такого происходить не должно. Нож должен сам «выходить» из вашей ладони за счет своего веса и центробежной силы в момент броска, при этом пальцы и ладонь должны создавать направляющую для его правильного схода. Вы должны добиться того, чтобы чувствовать сход ножа с ладони, не отпуская его в последний момент, но и не зажимая его.

Академия летящего ножа.

Итак, стоим мы просто прекрасно, нож брать научились именно так, как нам надо, да и сходить с ладони после долгих тренировок он должен именно так, как и должен. Можно приступать к метанию. Точнее, к первой его части.

Для этого давайте рассмотрим, что из себя представляет полет ножа. Условно его можно разделить на три движения: одно – поступательное (от кисти к стенду) и два – вращательных (вокруг продольной оси ножа и вокруг его центра тяжести). И если на первый вид движения влияет не так много факторов, в основном – это маховое движение, влияющее на силу и точность броска (почти как у камня), то на остальные два – на порядок больше. Задача при обучении научиться управлять вращательными движениями ножа при полете за счет контролируемого схода с руки и движений, которые не увеличивают угловое ускорение ножа. Фиксированная кисть, фиксированное положение корпуса, недопустимость излишних движений плеч, корпуса, ног уменьшает угловое ускорение ножа. Но давайте по порядку.

Бросок первый. Безоборотный.

Начнем мы с безоборотного метания (хват за рукоять) с расстояния от полутора до двух метров. Все ошибки, свойственные метанию с любого расстояния, проявятся на этой дистанции. И если они будут полностью устранены уже на этой дистанции, они не появятся уже и на других. Очень важно, чтобы на этом этапе броски происходили несильные – сила броска не должна быть больше, чем необходимо, чтобы нож просто долетел до стенда. Иначе на такой дистанции велика вероятность травматизма от отлетевшего ножа.

Еще один момент: бросок должен быть слабым с точки зрения прилагаемого усилия для броска, но не с точки зрения напряжения кисти и руки. Он не должен быть вялым. Слабо бросить не значит плохо держать.

Приступим. Отведем руку с ножом немного выше плеча, примерно на уровень уха, и плавным согласованным движением, идущим от бедра, без провала корпуса вперед, жестко зафиксировав положение кисти, делаем метательное движение. В это же время свободная от ножа рука идет в реверсном движении назад, плечи, догоняя скручивающее движение бедер, слегка разворачиваются, нож плавно и мягко сходит с руки, и… не втыкается. Или втыкается, но неуверенно. Или – не каждый раз, нестабильно. Причин может быть несколько, и мы попробуем их рассмотреть.

Поведение кисти.

Как указано почти во всей литературе, касающейся метания, кисть во время броска и схода ножа с ладони должна быть неподвижной. Тогда полет ножа будет более стабильным, и будет гораздо легче научиться им управлять. Казалось бы, что может быть проще: решить для себя раз и навсегда, что кисть будет неподвижной, и все вопросы сняты. Но… получается это, особенно с начала, далеко не всегда. Чтобы избежать этого, на начальном этапе можно производить метание двумя руками: в одной держите нож, второй, наподобие «пистолетного» хвата, фиксируете положение кисти. Несколько неудобно, но со временем кисть привыкает не прогибаться за ножом.

Следующий шаг – метание с поддержкой локтя. Второй рукой фиксируется положение локтя, бросок осуществляется только за счет трицепса. Это упражнение позволяет полностью отследить поведение кисти при сходе ножа с ладони.

Ноги, плечи, хвост…

Что еще может мешать хорошему броску? Прежде всего, излишняя напряженность. Для эксперимента: возьмите в руки карандаш и, напрягая все мышцы тела, попробуйте расписаться. Мда… Как в том анекдоте: «Я не знала, что у мужа будут так дрожать руки, когда я наведу на него пистолет». Так же и в метании. Вы должны быть собраны, но не зажаты, не вкладывать в бросок слишком много силы. Ее требуется ровно столько, чтобы нож долетел до стенда и попал именно в то место, куда вы хотели. Воткнется он уже сам, под действием инерции. Если же вложить слишком много силы в бросок, теряется точность движения. При этом надо следить, чтобы корпус не тянулся за рукой, рука – за ножом, а стопы не отрывались от пола. Важный момент, чтобы метательное движение руки заканчивалось после схода ножа, а не проводилось дальше вниз. Со стороны, без ножа, это должно выглядеть так: плечо, локоть, предплечье с кистью выходят вперед, а потом движением на себя, как будто забирая долгожданную зарплату, рука возвращается к плечу. И ни в коем случае не вниз.

Первые успехи.

Нож наконец-то начал втыкаться. Теперь надо добиться того, чтобы мышечные ощущения от метания были постоянными. Тогда можно будет говорить о стабильности результатов. Для того, чтобы было легче запомнить ощущение правильного броска, рекомендуется метать по четыре ножа. Как оптимальное число: три – мало; пять – неудобно держать. К тому же число ножей должно быть четным для последующей работы с двух рук.

Заодно можно заняться отработкой точности метания. Ножи каждой серии желательно метать так, чтобы они входили в центр брусков, изображая определенный заранее рисунок: горизонтальную или вертикальную линию, квадрат, крест и так далее. При этом желательно следить и за положением ножа относительно центра бруска, и за положением относительно плоскости стенда. В идеале ножи должны входить одинаково, что будет свидетельствовать об однообразности, стандартности метательных движений. Ведь даже такая мелочь, как легкая пронация или супинация (легкое скручивание) кисти во время схода ножа может абсолютно изменить полет ножа.

В процессе занятия должна появиться умозрительная картинка целостного метательного движения. Человек должен четко представлять, что он делает и почему нож втыкается. Если этого не происходит – значит, занятия пока не дали своего результата. И метать нож абы как, авось, мол, воткнется – практически бесполезная трата времени и сил.

После того, как вы справились с безоборотным метанием, можно менять дистанцию. Переходить к броскам с замахом сбоку, от бедра снизу. Следующий шаг – одновременные броски с двух рук сверху и снизу, и еще кое-что… Но это уже другая фаза обучения – совершенствование. Об этом – читайте в следующем номере нашего журнала.

Советы по безопасности при метании ножа.

1.    Лезвия ножей для метания должны быть притуплены. При неудачном сходе острого ножа лезвием можно распороть ладонь;

2.    После каждого броска осматривайте ножи. Зазубрины или заусенцы лучше своевременно стачивать. Не обнаруженный заусенец на ноже легко распарывает ладонь, заставляя «отдохнуть» от занятий пару недель. В таком случае лучше всего помогает медицинский клей «БФ».

3.    «Любопытствующих» не стоит подпускать к стенду ближе 4-х метров. Не забывайте, что вы отвечаете за неосторожное поведение ножа, брошенного вашей рукой.

4.    Отскок ножа при метании с пяти метров не должен превышать трех метров. Например, при применении ножей с резиновыми рукоятками полет ножа после отскока при ударе рукоятью (естественно, в сторону метающего) из-за высокой скорости полета может оказаться фатальным для горе-метателя.

5.    Перед метанием желательно провести качественную разминку. Наиболее вероятны травмы, когда занимающийся, на его взгляд, «разогрелся», сделав два-три вращательных движения, и переходит к резкому, силовому метанию. В результате – травма плечевой сумки, растяжение лучезапястного сустава, или что-то подобное. В итоге придется прервать тренировки на две-три недели или вообще отказаться от них из-за неприятных впечатлений.

Источник: журнал "НОЖЪ" №6/2005, автор: Сергей Шунин.